Топ новостей


РЕКЛАМА



Календарь

Сокаль

Я долго не могла попасть в этот старинный райцентр на севере Львовской области. Вдали от дома, ага. :)

И лето-2005 смогло наверстать кучу Блекиних "хвостов" и недоздач на экзаменах по краеведению и краепизнавства. Я попала и сюда.

Вы знаете, иногда я бахвалюся своей специфической подготовкой к поездкам, изюминка которой как раз в полном отсутствии какой-либо подготовки. С Сокалем было все по-другому. Я знала: есть шикарный бернардинцев монастырь за рекой, есть ратуша, есть соборы, есть много чего. Об этом красноречиво свидетельствовали десятки оджипеджених старых открыток с видами города, немало польских сайтов и какие нечеткие воспоминания с "бравого солдата Швейка".

В Сокаль хотелось. В Сокаль приихалося. В Сокале - понравилось.

Как и многие другие украинских городов с древней историей, Сокаль не знает точной даты своего рождения. Автор неизданного в целости топографического словаря Галичины Шнайдер пишет следующее:

"На левом побережью Буга, на так называемых огород и Жабин, легла в часах сведения христианства на Украине первоначальная дом Сокаля и Бабинца, называемая Щебловом".

И доверять исследователю Галичины настолько слепо не стоит. Достаточно фантастическая версия. Понятно, что люди селились здесь издавна - археологи находят остатки посуды ранних земледельческих общин еще со времен палеолита (ИИИ тыс. До н.э.), захоронения эпохи меди, ранней бронзы (1200-800 гг. До н.э.) и первых веков новой эры. Так же понятно, что во времена белзкого удельного княжества (около 1170 г.) на берегу Буга было какое-то поселение. Но вот летописи молчат о нем до ... Хм. Ну собственно - в каком году впервые упомянут город? Есть в этом вопросе немалую путаницу.

Версия И. Толстый импозантный том "Сокальский гимназия" (Львов-Сокаль, 2001) называет 1411, когда шурин короля Ягайло, князь Зимовит, резидуючы в Сокале (что-что делая? Да жил он тогда там, только и всего) выдал привилегию для города Буск . Авторы работы предполагают, что уже тогда Сокаль был укрепленным большим населенным пунктом - ну еще бы, если там князья живут!

Версия ИИ. сайт центральной районной библиотеки им. В.Бобинського также связывает первое упоминание о городе с князем Зимовит, но версия там совсем другая. цитирую:

"Примерно 1396 литовский князь Ягайло, который стал польским королем, дарит Белзьку землю, в которую входили Бугский, Любачивский, Городельский и другие уезды, своей сестре Александре, которая вышла замуж за Мазовецкого князя Зимовит. Впоследствии этот же Зимовит, который называл себя в своих грамотах князем мазовецким и принцем русским выдает привилегию, в котором вспоминает Сокаль ".

Версия ИИИ. Немало как письменных, так и интернетных источников называют более раннюю дату: 1377. Этого же мнения, кажется, придерживается и руководство города, которое в 2003 году отмечало 625-е день рождения Сокаля. Версия базируется на недавно найденном документе 1377, помещенном в книге «Zbior dokumentow Malopolskich» (Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1969, Cz. 4, 5 ,. 192-193). Там рассказывается, что в ХIV веке князь Владислав Опольский, который был вассалом венгерского короля Людовика на территории Галичины, заложил в Белз состав соли для литовских купцов - и вспоминаются города Сокаль, Грубешив, Красностав и Городло.

В конце концов, я не профессиональный историк и охотно соглашусь с любой из трех версий. Но если сообщество хочет, чтобы город был как можно старше, солиднее - хорошо. 1377. Договорились.

Кого я не убедила, может прочитать по этому поводу статью .

Не трудно догадаться, что и по поводу возникновения названия города будет существовать немало версий.

Романтичная и одновременно такая, что на поверхности связана, конечно, с гордой птичкой-хищником. Вроде в местных князей не было отдыха более любимым, чем соколиные охоту. Может быть.

Более достоверную гипотезу подает сайт " Сокаль и Сокальщина ". Она происходит с 1934 года, когда ее автор, ученый М.Левицький, доказал тюркское происхождение слова" Сокаль ": вроде был такой половецкий князь Сокал, чье имя можно перевести как" бородач ", а можно как" уважаемый ". широкий семантический ряд.: о)

1424 город получил из рук князя Зимовита магдебургское право. Своим приказом обладатель этих земель приказал перевести Сокаль с русского права на немецкое, а также продал вийтивство и четыре поля почв (около 120 моргов. Я уже говорила: нет ли там покойников! Морг - мера плоскости, равна примерно 0,6-0, 7 га), баню и половину сапожных, Резницкой и пекарских достопримечательностей краковском обывателю Николаю Шональсови за 150 гривен.

В 1462 году род Зимовит вымер, и Белзское княжество, которое оставалось из всех украинских земель дольше подчиненный никому, перешло вместе с Сокалем в Польшу. Город вместе с близлежащими селами образовало Сокальское староство.

До сих пор сохранился образец городской печати начале ХVI в. На ней изображен гордого сокола.

К сожалению, на следующих страницах городской истории полны вражеских нападений. Первый из них польские хроники датируют 1499 годом, следующие состоялись в 1502-1503, 1509, 1511 Город и радо бы развиваться и расти, и в таких условиях вынуждено только прозябать и обороняться. Польские короли входят в ситуацию - и раз за разом увольняют Сокаль от налогового ига.

И привилегий короли не жалели. с одной из них, датированного 1506 годом, узнаем, что город имеет право ежегодно избирать бургомистра, лавочников и по двум "райцев" - от католической и православной общин. Уже с этого документа можно предположить, что ратуша в начале XVI века в Сокале была. А вот как она выглядела - неизвестно. По крайней мере мне.

Точно можно утверждать, что и ратуша не была похожа на сооружение, до сих пор прячется в тени могущественного костела на главной площади города (вы заметили, как плавно мы свернули с Средневековья в сучастисть?): О) Да, эта вытянута одноэтажное сооружение с многоярусная башней в центре, появилась не ранее XIX века. Мне городской совет Сокаля (а Ратушной помещение используется по прямому назначению, и это радует) чем-то напоминает пожарное отделение, но это мне ...

... 2 августа 1519. Черный день для города. Именно тогда сведена польско-украинская армия во главе с гетманом М.Фирлеем и князем Константином Острожским потерпела сокрушительное поражение от многочисленного татарского войска и вынуждена была, по словам хроники, "уехать на сокальский замок, на лучшее время себя для Речи Посполитой резервируя". Сокаль в то время "до такой пришел нужды, что совсем никто не хотел в нем жить" (цитирую по изданию "Сокальской гимназии»).
Городской староста Андрей Тенчинский задумался. И было над чем. Решение нашли следующее: в 1524 году город решили ... перенести.

С люстрации 1564-1565рр. узнаем, что в городе было 16 сапожников, 37 постоянных пекарей и еще 16 таких, которые занимаются ремеслом время от времени, 21 рыбалка с сетями и три с удочками, девять гончаров. Завершается описание мещанских ремесленников почему упоминанием о двух еврейских дома.

Стефан Баторий в 1578р. предоставил городу право проводить ярмарку в день св. Войцеха, под стать в 1639р. король Владислав IV позволил проводить двухнедельные торги также к празднику св. Николая.

Так как сейчас от замка остались разве несколько названий улиц (вроде Валовая), не ждите на этой странице фотографий роскошно-романтических руин. Максимум, что я могу показать - кусок карты Гийома Левасера де Боплана или городской герб , На котором на красном фоне изображены высокие стены и крепкие башни - и гордый сокол, что встречает гостей города в воротах.

Когда город переселилось чуть в сторону от своего первоначального ядра, замок стоял в руинах. Новую осадка укрепили, и, вероятно, не слишком хорошо: после очередного татарского нападения в 1549 году и город, и Бабинец, и осада старосты были сожжены.

Опять налоги обходят стороной несчастный город. Хроникер пишет:

"Сокаль - город над Бугом лежащее, в нем мещане из своих домов чинша на замок не дают, ни огородов, потому что подали дело, что им это предоставлено вставные города, и только с поля дают оброк". (Люстрация Сокольского староства в 1564-1565рр.).

Такая конкуренция между замком и городом.

Но, конце концов, кто-то должен заботиться Сокальским замком! В 1571 король Сигизмунд Август выдает привилегию городу Стоянову, в котором между прочим предписывается стоянивцям быстрее укрепить Сокальский крепость, в стенах которой они должны искать защиты в трудные времена.

В 1594 году в Николаевской церкви города началась вступительная совещание украинских церковных иерархов во главе с перемишльским владыкой Копистинского. Речь шла об унии с Римом. Генеральная репетиция событий в Бресте в 1596 году состоялась именно в Сокале.

А в 1616 город сильно пострадал от огромного пожара. Польское правительство на несколько лет даже лишил горожан "удовольствие" платить налоги - погорельцам платить было не из чего.

В 1639 униатский владыка Мефодий Терлецкий с Холма (современный польский Хелм) отобрал у православных несколько церквей, в том числе и Сокольский. На владыку пришлось львовском православных иерархов Афанасию Пузини жаловаться в варшавский сейм. Это породило целый ряд судебных дел православных против униатов и vice versa, но нам это не очень интересно, правда? : О)

Бывал в городе и Богдан Хмельницкий. С этой знаковой фигурой связана одна из городских легенд, о которой - в другом месте . Гетман стоял лагерем под рощей Валявко - говорят, там до сих пор видны следы окопов. Кстати, эти "обиженные" сокальские православные на Богдана особую надежду имели - думали, постреляет в их делах.

В 1650 в Сокале началось строительство монастыря и костела бригидок. "Спонсором проекта" выступила Кристина с Любомирских Потоцкая. К сожалению, сооружению не судилась длинная судьба: в 1655 монастырь был разрушен, когда через город в очередной раз прошли войска Б. Хмельницкого.

К тому времени, как известно из люстрации Сокаля, в городе были следующие цеха: швейный, скорняк, кузнечный, столярный, сапожный, золотарского, бондарный, пекарский и ткацкий. К тому времени количество еврейских семейств была стабильной, такой же, как и за сто лет до 1655-го? две семьи.

1671 - новый пожар. Город сгорело все, целиком и полностью. Згарисько, вероятно, видел казацкий правобережный гетман Ханенко, когда стоял вместе с 5000 казаков под Сокалем лагерем в 1672

А в 1702 город увидели и шведы (польский Потоп добрался до досюда). Все, что они сделали - так это содрали с города контрибуцию и оставили на память о себе окопы на Бабинци. Там же, на Бабинецкая полях, в 1704 г.. Обозом стоял король Август II.

Еще одно войско, на этот раз литовское стояло лагерем под городом - его здесь в 1708 разбил польский магнат Адам Сенявський.

Сокаля только и оставалось, что смотреть, как дерутся чужие господа под его стенами. Город упадок, бросалось в летаргию. Так, Ксаверий Потоцкий в 1725 г.. Был даже вынужден издать декрет, в котором, "предотвращая дальнейшей руинах города", запрещал Резник и торговки торговать по улицам города под угрозой наказания в ста гривен (может злотых? - Блэка) и конфискации товара. Если этот город, он имеет рынок! Должен же! Но рынок стоял пустой ... Даже почвы в центре города из-под сгоревших домов часто не имели хозяев - те не вернулись на злополучное место. Пустые парцели Потоцкий приказал магистрата продать тому, кто обязуется возвести на этом участке жилье. Ярмарки тоже обходили Сокаль - Потоцкий мечтал вернуть ярмарочный шум в доступной ему городок.

Естественно, первыми в город приехали сыновья Израиля. В 1751 в городе поселились между другими, и два еврейских печатники, изгнанные из Тартакова .

В год первого раздела Польши (1772) в Сокале сгорел костел, который стоял над Бугом.

В 1784 было секуляризованная монастырь бригидок (остатки его стен и башен все еще стоят над Бугом). Костел монастырю было переработано на фарных (приходской), а в кельях разместилась плебания. Земли, принадлежавшие монастырю, на варочной соли в Косини выменяли Эдвард и Иосиф Романовский, Сидлецкого старостичи.

В 1821 город снова горит. В огне пострадала и Успенская церковь.

1830 принес моду на купание в Буге. Шляхта из Галичины приезжала сюда поплюскатися в водичке. Курорт! Так началась Шляхетская улица, ведущая от домиков при воде до центра города.

В 1841 город купил села Бабинец и Косин. В 1885 году гг. До Сокаля, который по упоминаниям современников. был "деревянный, грязный, печальный и жидовствующими, живущим в крайнем разгильдяйстве заполнен", дотянулась железная дорога. Она существенно изменила ситуацию: в 1891 г.. Сокаль уже вошел в число 30 крупнейших городов Галичины.

Есть сейчас симпатичный город с кучей достопримечательностей: синагогой 1762 (в годы Второй мировой погибли все евреи Сокаля, поэтому на месте их участки сейчас парк), греко-католическую церковь с двумя башнями, украшенную скульптурами святых (1909), а городской региональный музей когда-то жил в единой сохраненной на Побужье церкви XVI в. - каменной Николаевской (толщина стен 2,4 метра!) Церковь эта горела в 1613 и 1671, но была восстановлена в 1694р. В храме сохранились росписи кисти С. Строинского (1752-1756). Часовня с юга появилась в 1890-е годы.

На старом католическом кладбище сохранились старые захоронения и монумент участникам ноябрьского восстания. Читала на польских сайтах, еще каменный бет-мидраш с конца XIX в., Но не уверена, что видела.



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик Ну собственно - в каком году впервые упомянут город?
О-что делая?
Вы заметили, как плавно мы свернули с Средневековья в сучастисть?
Это породило целый ряд судебных дел православных против униатов и vice versa, но нам это не очень интересно, правда?
К тому времени количество еврейских семейств была стабильной, такой же, как и за сто лет до 1655-го?
Может злотых?

Реклама



Новости