Топ новостей


РЕКЛАМА



Календарь

«Мы не птички, чтобы ежегодно улетать»: почему турки-месхетинцы остаются в Донецкой области

Народ, который не имеет возможности вернуться домой. Турки-месхетинцы, они же народ Ахыска или турки-джавахци, после сталинской депортации из Грузии в 1944 году потеряли свою родину.

В настоящее время около 500 000 месхетинцев живут по всему миру. Больше всего - в Казахстане, России и Турции. В Украине проживает около 10 000 Ахыска, преимущественно на востоке и юге. Турецкий президент Реджеп Эрдоган приглашает украинских джавахцив в Турцию, но все хотят оставлять Донбасс.

Как живут турки-месхетинцы в Донецкой и почему не выезжают - в репортаже Радио Свобода с прифронтовых районов страны.

Услышав название поселка Камышеваха, представляешь, как шелестит тот самый «камыш», он же камыш, у сельского пруда. Того, где на рассвете выпивают безработные, а местный турок-месхетинець каждый раз с ними ссорится. Он здесь уже давно свой - почти 30 лет назад его семья поселилась на Донбассе, преодолев несколько тысяч километров изнурительного пути из Узбекистана. Туда турок с грузинской Месхетии депортировал Сталин в 1944 году.

Азиз Айдинова - месхетинець, который живет в Донецкой области с двенадцати лет. Имеет двоих детей, жену-украинку, собственный дом и хозяйство. В Украину приехал, не имея за душой ничего, кроме советских документов. Теперь возглавляет местную общину турок-месхетиницив.

Поселок, в котором живет Азиз, сегодня подчинено городском совете Краматорска. Однако, несмотря на близость к новому временного областного центра, здесь пока нет ни интернета, ни мобильной связи.

Именно поэтому на поле у ​​Камышеваха можно часто видеть единичные фигуры местных жителей - там, на возвышении, они «охотятся» на связь, чтобы позвонить.

С другой стороны Камышеваха расположена близко к линии разграничения. Несмотря на это, местные турки-месхетинцы даже в самый критический время отказались уезжать.

Несмотря на это, местные турки-месхетинцы даже в самый критический время отказались уезжать

дорога домой

Турки-месхетинцы, они же Ахыска или джавахци, исторически проживали в Месхетии - регионе на юго-западе Грузии.

Историки говорят о Ахыска как субэтнических групп турок, которая образовалась в Грузии в конце 16-го века, когда Османская империя захватила преимущественно христианской Месхетии.

После русско-турецкой войны в 1829 году этот регион разделили между собой будущие Грузия и Турция на две части.

В 1944 году по приказу Государственного комитета обороны СССР турок-месхетинцев, вместе с курдами и гемшинамы (армянская этноконфессиональная группа) депортировали в Среднюю Азию, в частности в Узбекистан.

Там они имели статус спецпоселенцев, то есть людей без права на переселение, вплоть до 1956 года. После того лишь незначительная часть турок решилась на обратный путь в Грузию.

В Узбекистане турки-месхетинцы занимались преимущественно земледелием, в частности - выращивали хлопок.

В 1989 году в Ферганской долине Узбекистана произошли погромы: между узбеками и турками-месхетинцев вспыхнул межэтнический конфликт, в результате которого власти эвакуировали турок из Узбекистана.

Исследователь Алексей Осипов в исторической публикации назвал целых пять версий, почему произошли погромы:

1. Все началось с ссоры на рынке через «тарелку клубники» (турок нагрубил продавщицы-узбечци и перебросил клубнику. За нее вступились, началась драка)

2. Недовольство узбекского населения своей бедностью на фоне более успешных турок привело к погромам и волнений;

3. Борьба турецкой и узбекской мафий;

4. Распространение в Узбекистане националистических идей;

5. Политическая заговор. Здесь два варианта. Или она возникла для дискредитации власти, или же конфликт организовали органы КГБ, чтобы выселить турок-месхетинцев «для освоения заброшенных земель Российской Федерации».

«Сегодня будет война»

Гульзада Сулеймановна, иметь Азиза, на момент начала конфликта в Фергане было три маленьких детей. Один из майских дней 1989 она вышла из своего дома, чтобы посмотреть, возвращаются дети из школы. С полей только собрали хлопок, и школьники бежали домой по свежей пахоте. Учителя, отпуская их с уроков, сказали: «Сегодня будет война».

«Я вышла на дорогу вместе с братом. Сразу увидели узбеков - идут все в черном, такие, что не узнать. Они нам все были как родственники, мы наших детей женили. А теперь идут и бросают горящие бутылки в наши дома », - рассказывает Гульзада.

Она уже слышала о погромах в Фергане, которые произошли накануне, но в их поселке, к счастью, обошлось без жертв - приказали только переселиться.

«Нас вывезли в Ташкент, дали комнату в санатории, кормили. А потом сказали: «Выезжайте. Кто куда хочет, где у кого есть родственники. Мы так и сделали ».

За утраченное жилье туркам возместили деньги, и они смогли разъехаться по всему СССР. Кто-то уехал в Турцию или США. От семи до десяти тысяч попали в Украину.

«Мы все рассыпались. Десять семей туда, десять - сюда. Нашли друг друга только тогда, когда появился интернет », - говорит Гульзада.

«Тогда там была настоящая война, чего Турция нас не забрала к себе? Фергану показывали везде, они же все видели! Чего не сказали: «Давайте наших людей сюда !?».

Она уверена, что сегодня турки-месхетинцы не должны уезжать из Украины, ведь сейчас они чувствуют себя вполне безопасно:

«В 2014 году страшно было, конечно. Услышав, что людей убивают, вспомнила все, что с нами произошло. Очень сочувствую этим людям: мирно жили, а теперь каждый сам за себя ».

«Потому что их бабы не пьют, не курят»

Путь семьи Азиза с Ферганской долины до Камышеваха был долгим. Сначала они выехали к российскому Ростова-на-Дону, затем в Смоленск, а затем - в Украину, в Киев. Оттуда их направили на Донбасс.

В Камышевахе поселили в «интернациональный лагерь» (он же помещение местного санатория) и здание сельской школы, где турки-месхетинцы жили в течение пятнадцати лет.

«Домов нам никто не давал, - рассказывает Гульзада. - Мы заняли комнаты, завели хозяйство. Дети в школу ходили, хоть в начале не было даже в их одеть. Нам не отказывали в работе - так и становились на ноги. Купили дом только в 2006 году. Все это время продолжали заниматься хозяйством, потому что работы в селе все равно всем не хватало ».

Женщина показывает свою сегодняшнюю хозяйку - во дворе коровы, гуси, индюки. Нет разве что котов - в семье Азиза их не любят.

«Когда мы сюда приехали, у нас никто не верил. А потом мужики из мастерской начали говорить: «Они еще поднимутся, будем сами к ним за помощью ходить. Потому что их бабы не пьют и не курят », - смеется она, вспоминая.

Женщина уверяет, что Украина их никогда не обижала, хотя и жизнь была не легкой.

Гульзада Сулеймановна научила свою невестку Тамару турецким традициям, хотя, как только узнала, что сын хочет жениться на украинском, не могла сдержать эмоций:

«Я плакала. Все думала: «Как что будет?». Но потом успокоилась: если полюбили друг друга, то уже им говорить. Но Тамара быстро всему научилась, хотя я ее и не заставляла, она все сама ».

Но Тамара быстро всему научилась, хотя я ее и не заставляла, она все сама »

Пятнадцать лет жизни в школе

Вдоль главной дороги, посреди села, стоит в руинах и сама школы, где жили несколько турецких семей. В каждой комнате - не менее чем по шесть человек. Рядом со школой когда-то были сарая для скота, а дети бегали играть на школьный стадион.

Воду набирали из колодца. С каждого окна выглядела труба от буржуйки: газопровода в Камышевахе не было. И до сих пор нет.

Здесь, в школе, стала ли общежитием, или коммунальной квартирой, вырос Азиз, его две сестры и брат. Здесь же община турок-месхетинцев отпраздновала две свадьбы, и здесь, в Камышевахе, они все решили остаться. Ведь «куда ехать?».

После того, как турки-месхетинцы покинули здание школы, оно пустует. Ступеньки у входа ограждающий предупредительная лента - дом в аварийном состоянии.

Через разбитые окна можно рассмотреть затертые кресла, стулья и старые матрасы - едва заметные следы прошлой жизни. Напротив школы - пруд, который Айдинова предпочел бы засыпать - говорит, местные много там выпивают.

«Если за что-то переживаешь, то нет времени пить. Это все от недостатка работы. Вот мы в 89-м решили: надо что-то делать свое. Поэтому и не сдались. А так и пили, и бомжевали бы », - говорит Азиз.

С Азизом, руководителем местной турецкой общины, наc знакомит армянин, лидер армянской общины. Несмотря на «историческую вражду» между этими двумя народами, в Украине они друг друга поддерживают:

«Когда мы встречаемся, то не говорим, что один - армянин, а другой - турок. Мы все люди, живем здесь бок о бок. Украина нас объединила - имеем одинаковые паспорта, а следовательно, и одинаковую ответственность. Наша задача как двух представителей национальных диаспор - нести это в свои общины »

Наша задача как двух представителей национальных диаспор - нести это в свои общины »

хозяйство

«Бара, Бара! Иди сюда - станешь звездой! »

Азиз зовет к себе одну из овец. Животные с растрепанной шерстью собрались у ограды и с интересом поглядывают на хозяина.

«Одну из них я назвал Собчак, очень на нее похожа», - шутит хозяин и приглашает пройти в сарай. Там, несмотря на февральский мороз, тепло.

«Я хочу, чтобы у меня было тысячу голов. Вот тогда жизнь будет действительно хорошее »- мечтательно рассказывает мужчина.

Азиз показывает хозяйство, огород и сад. Отмечает, что государство не поддерживает его. Человек хочет построить овчарню, нанять людей, но, как говорит сам, «не дают поднять головы»:

«Сейчас у нас нет доступа к людям, которым можно пожаловаться. Сказать: «Черт-дьявол, или Николо-Петр, я вот этим хочу заниматься, а вы помогите. В этом же нет ничего плохого, что я хочу разводить хозяйство? »- вопросительно утверждает Айдинова.

Мясо семья Азиза сдает в город, а из молока сами делают сыр. Мужчина рассказывает о том, как чистит и моет желудок барана, затем надувает и сушит, а после этого набивает его брынзой и сметаной.

Этот «ритуал» сохранился еще от предков, когда холодильников не было, но молочные продукты надо было как-то хранить. Зимой животные Азиза теснятся в сараях, а летом их выгоняют на пастбища. Здесь Камышевахе повезло - поля у села остались чистыми, без мин.

Здесь Камышевахе повезло - поля у села остались чистыми, без мин

Обида на Турцию

Турки-месхетинцы в Камышевахе обижены на Турцию, а программу переселения, которую предложил Реджеп Эрдоган, не поддерживают.

Донецкие турки не понимают, почему правительство не взял после погромов в Узбекистане еще в 1989 году.

По словам Азиза, с начала войны на востоке Украины Камышеваха незначительно пострадала, поэтому причин для переселения нет. Все остаются на своих местах. Так считает сам Айдинова, а следовательно - и его община.

«Если бы я имел сомнения, оставаться в Украине, я уехал бы еще в 2014 году. Но я не сомневался. Сепаратисты нас в свои ряды не влекли, хотя и раз остановили меня на дороге », - рассказывает мужчина.

Большинство турок-месхетинцев, которые жили в Семеновке, что в двадцати километрах от Краматорска, действительно выехали в Турцию.

Этот населенный пункт серьезно пострадал в результате обстрелов, и его восстанавливали в течение трех лет. Похожая ситуация с переселением и в селе Васюковка, что под Бахмутом, - значительная часть турок-месхетинцев покинула свои украинские дома.

Турки, отказались выезжать, считают предложение Эрдогана о переезде в Ерзиджана, города на северо-востоке страны, не такой уж и привлекательной. В Турции их ждут меблированные дома, но есть и «бонус» - жизнь на условном «границе» с местными курдами. Месхетинцы считают, что из них хотят сделать «живой щит».

«Нельзя менять шило на мыло. Мы тридцать лет здесь ежедневно что-то строили, работали на огороде, деревья сажали, а здесь - «бах» - и переехал, потому что там хорошие условия предлагают? - мужчина сходит на эмоции. - Я свой дом не поменяю, а враг придет - с вилами встречу ».

Между тем турецкие СМИ рассказывают о «нелегкой судьбе турок в Украине», в основном из христианское население и холодный климат.

«... было трудно, потому что Украина - не мусульманская страна. Разве они могут о нас позаботиться? »- спрашивает турецких журналистов 76-летняя Симизар Хадимова.

»- спрашивает турецких журналистов 76-летняя Симизар Хадимова

Кровь во всех красная

Ильдар Айдинова, брат Азиза, уже три года депутат поселкового совета Камышеваха. Ранее, как говорит сам Азиз, брат был разбойником, долго не женился (такое поведение не приветствуется в местных турок) и мог вообще месяцами не появляться дома. Сейчас он решает проблемы сельской общины и уезжать из Украины также не собирается.

«Как мне сейчас на стол, на который мне дали хлеб, стать ногой? Это уже не по-человечески будет. Украина дала нам свой хлеб », - размышляет Ильдар о возможности переселения в Турцию.

Он несколько раз повторяет сказанное и внимательно всматривается в глаза. Ильдар жену с Киевщины, которую, как сам шутит, похитил, и троих детей - рыжеволосого, как и отец, мальчика Азара, и две темноволосые девочки - Кадар и Мяляк. Все в семье знают турецкий и русский, дети смотрят мультики на украинском.

У входа в дом Ильдара стоит традиционный турецкий круглый стол - Софра. Айдын часто пьют чай и кофе, правда, не из маленьких прозрачных стаканов, как принято у турок, а из обычных кружок.

Ильдар утверждает, что раньше таким людям, как он, прийти к власти не позволяли. Много лет поселком руководила одна и та же человек, который, убеждены Айдын, ненавидела турок. Но Ильдар считает, что о национальности в таких делах говорить не надо вообще:

«Мы все должны за руку держаться. Неважно, какого цвета у тебя кожа, кровь у всех нас красная ».

Неважно, какого цвета у тебя кожа, кровь у всех нас красная »

Ислам

Семья Азиза сохраняет турецкие традиции и исповедует ислам.

«Сыновьям сделали обрезание, жена не была против. Уважаем старших - при отце начал курить только два года назад. Если сидим с друзьями, то не принято, чтобы женщина была за столом. Если же друзья пришли со своими женами - сидим все вместе.

Местные турки сохранили в быту и семейных отношениях исламский подход: турецким парам нельзя жить вместе до свадьбы, а встречаться стоит только в присутствии третьих лиц. Родственники невесты на свадьбе не бывают - приезжают только через месяц, а жених в жены должен заплатить калым (выкуп).

«Это не значит, что я невесту купил, - смеется Азиз. - За эти деньги ее родители покупают мебель, то есть средства все равно возвращаются в семью. С меня за мою жену калым не просили ».

Мужчина признается, что начал практиковать ислам уже после тридцати:

«Я горжусь тем, что я мусульманин. И я верю в это. Всегда даю милостыню. Ко мне бывает ночью придут: «Помоги, говорят, капусты надо или картофеля». Я знаю, что у него сват или кум живет в соседнем доме, но он идет ко мне. Значит, его Аллах отправил в мой дом. И я помогаю.

В молитвах многие просят: «Дай мне», а мы просим: «Дай соседа, а мне немножко». Когда он сыт, то не будет заглядывать к тебе через забор и думать, что ты там делаешь ».

Азиз никогда не был в Турции и не считает ее своей родиной. Он хотел бы побывать в священных местах для мусульман в Саудовской Аравии или Иране, но не в Турции.

Он хотел бы побывать в священных местах для мусульман в Саудовской Аравии или Иране, но не в Турции

гражданство

По мнению Азиза, его народ имеет ценить то, чего им удалось достичь в Украине:

«Все дали. Чего стоит только паспорт! Какая страна в мире сразу даст паспорт и гражданство, где еще такое есть? ».

Действительно, все турки-месхетинцы, которые жили на территории Украины, после распада СССР получили гражданство Украины.

Не имея высшего образования, человек мечтает, что его дети будут учиться в университетах. Старшая дочь - обязательно в медицинском.

Но не все Ахыска, которые покинули свой дом в 1989, имеют возможность изучить своих детей в вузе. Более того, не все еще получили гражданство.

Эксперт Московской Хельсинкской группы Вадим Карастелев занимается темой турок-месхетинцев в России с 2001 года. Именно он принимал активное участие в реализации гуманитарной программы для национальных меньшинств, которых преследуют. По этой программе в США переселились более одиннадцать тысяч турок-месхетинцев из Краснодарского края России.

Турки неоднократно говорили о дискриминации со стороны местных властей. В начале 90-х в Краснодарском крае свои дома массово продавали крымские татары, возвращались в Крым, но тамошние чиновники отказались признавать договоры купли-продажи между ними и турок-месхетинцев. Таким образом, последние были лишены возможности получить прописку и, как следствие, - паспорт.

Сегодня в России насчитывается около двух тысяч турок-месхетинцев, которые после почти 30 лет жизни в той стране до сих пор не имеют гражданства. Таким образом они лишены каких-либо прав, а их дети могут учиться только до девятого класса - высшее образование для них недоступна.

Вадим Карастелев помогает им собирать необходимые документы и получать паспорта, пытается привлечь внимание ООН и ОБСЕ к проблемам Ахыска.

не птицы

Азиз приглашает в дом. Сегодня он готовит жареную баранину с луком. Тщательно нарезает куски мяса и уверяет: животное зарезал не он, потому что ему ее было бы жалко.

Каждую дату в своем рассказе о семье он уточняет у жены Тамары. Она подсказывает и помогает готовить жаркое. Приносит растворимый кофе и приглашает есть варенье с хлебом.

Азиз не осуждает тех своих соотечественников, которые решили уехать из Украины. Однако он свой выбор сделал:

«Я приехал сюда в двенадцать, а старшей дочери уже четырнадцать. У меня здесь город, яблони себе посадил. В конце концов, мы же не птицы, чтобы ежегодно улетать на новое место », - говорит Азиз и выходит на кухню.

«Тогда там была настоящая война, чего Турция нас не забрала к себе?
Все думала: «Как что будет?
Ведь «куда ехать?
В этом же нет ничего плохого, что я хочу разводить хозяйство?
Мы тридцать лет здесь ежедневно что-то строили, работали на огороде, деревья сажали, а здесь - «бах» - и переехал, потому что там хорошие условия предлагают?
Разве они могут о нас позаботиться?
«Как мне сейчас на стол, на который мне дали хлеб, стать ногой?
Какая страна в мире сразу даст паспорт и гражданство, где еще такое есть?

Реклама



Новости