Топ новостей


РЕКЛАМА



Календарь

Бог темная сторона?

  1. kommentarii

Карл Густав Юнг является одним из исследователей человеческой души, которые уделяют особое внимание вопросу о роли религиозной веры в психической жизни человека Карл Густав Юнг является одним из исследователей человеческой души, которые уделяют особое внимание вопросу о роли религиозной веры в психической жизни человека. Он считает важность религии не проекцией другой потребности, а основной духовной потребностью человека. Вот почему верующий человек оценил бы эту более специфическую чувствительность швейцарского психиатра, которой другие коллеги - знаковые имена в современной истории психологии - казалось, не обладали.

Однако сквозь призму христианской теологии в работах Юнга есть темы, которые вызывают противоречия. Среди них есть вопрос об архетипическом образе Бога. В одном из своих исследований Юнг сделал важное замечание: «Постоянное смешение объекта и образа не позволяет людям различать Бога и образ Божий, поэтому они думают, что когда дело доходит до« образа Бога » «Говорит ли Бог, и предлагаются« богословские »объяснения ... Образ Бога соответствует определенному набору психологических фактов и количеству, с которым мы можем оперировать, но то, чем является Бог в Себе, является вопросом вне компетенции всей психологии ... "1 Юнг рассматривает образ Бога как Ретип, который раскрывается как ментальная форма и идея всего человечества во все исторические эпохи. По словам психолога, он, кажется, обозначается общей человеческой природой. То есть образ Бога в аналитической психологии Юнга на самом деле является образом совокупности, охватывающей полноту человеческой природы. Юнг, однако, раскрывает образ Бога как динамически амбивалентный. В своем полноте, воплощающем всю человеческую природу, образ Бога имеет две грани - светлую и темную. Швейцарский психолог особенно интересуется темным аспектом образа Бога и тем, как он порождает противоречия в психической жизни человека.

Исследовательский интерес Юнга к двойственной сущности образа Бога имеет свои старые корни. Известно, что швейцарский психолог вырос в семье евангельских пасторов, а его дядями были богословы. В своей автобиографической книге исследователь раскрывает, как в школьные годы учение о Боге, представленное ему его отцом, звучало знакомо, схематично и холодно. Для молодого Яна протестантское (и католическое) видение Бога казалось миром догматических постулатов, далеких от интуитивного знания, от глубокого опыта духовной тайны. «В то время ко мне пришло глубокое недоверие к словам моего отца ... Сердечные проповеди моего отца о Божьей« доброте »звучали все более и более ужасно ...» 2, - говорит Юнг в своей автобиографии. С самого раннего периода Юнга возникло противостояние между христианским видением Бога как Абсолютного Добра и образом Бога как дуального существа, основанного на его внутреннем предчувствии. Этот интерес сохраняется на протяжении всей его жизни, став серьезным исследованием. Чтобы проследить и проанализировать представления о Боге в коллективной памяти человечества, Юнг посвятил свои исследования древним мифологическим и религиозным изображениям и письмам. Типичным примером этого является древний знак рыбы как символического образа Христа, который служит Юнгу для изучения архетипических концепций всей личности в EHN, опубликованном в 1951 году. Но год спустя, в 1952 году, один из Последняя работа Юнга «Ответ Иова», которая, на самом деле, является самым ярким ответом для тех, кто страдает от гипотезы о темной стороне Бога, скрытой в душе Юнга со времен его юности. «Ответ Иова» - более необычная книга среди научных работ Юнга, поскольку ее тон насыщен эмоциональными оттенками. Религиозная догматика здесь неповторимым образом тщательно исследуется посредством психоаналитического дискурса, но также замечены некоторые экзегетические техники. Что касается субъективных чувств написания книги, сам Юнг также говорит в своем письме «Пасторальная психология». С одной стороны, Юнг указывает, что задача психологии состоит в том, чтобы исследовать образ Бога, а не отвечать на вопрос, является ли Бог и кем Он является по природе. Однако, с другой стороны, в этом собственном труде Юнг, кажется, стирает границы между Природой и Образом, между архетипом Бога и Самого Бога. В своем письме он четко сформулировал свои цели и причины публикации книги: «Если христианство утверждает, что оно является монотеистической религией, оно не может обойтись без гипотезы о том, что противоположности объединены в одном Боге. И это ставит серьезную религиозную проблему: проблема Иова ... »3 Юнг посвятил все свое исследование ветхозаветной книге праведного Иова, поскольку, по его мнению, она игнорировалась и сознательно игнорировалась христианской теологией. Проблемы, которые ставит эта библейская книга, согласно Юнгу, остаются без ответа, даже потрясены. По словам Юнга, такие темы, как страх Божий, неправедные страдания и другие, затронутые в книге Ветхого Завета Иова, игнорируются церковным видением Бога. Поэтому, возвращаясь к воспоминаниям своего детства, Юнг говорит: «Страх Божий (на конфессиональных уроках), о котором только кратко упоминалось, рассматривался как старый,« еврейский »и давно отвергнутый христианским представлением о любви и благости Бога «4 В« Ответе Иова »швейцарский исследователь со страстной страстью вступил в противоречие с христианской идеей сущности Бога как абсолютного добра и против христианской доктрины privatio boni . По словам исследователя, для того, чтобы нарисовать единую и полную картину сущности Бога, Он должен быть принят как воплощение каждого качества во всей его полноте. «Следовательно, это абсолютная справедливость, но также и ее противоположность, и она также полная», - написал Юнг.

Основным методом изучения психических противоречий в человеке, связанных с религиозными архетипами, является психология Бога Основным методом изучения психических противоречий в человеке, связанных с религиозными архетипами, является психология Бога. В «Ответе Иова» Бог изображается как человек, который страдает, осознавая свою темную сторону: «Он сам признается, что злится на гнев и ревность и знает, что он полон страданий. Проницательность и благоразумие существуют наряду с глупостью и безрассудством, как доброта, жестокость и творческая сила, а также стремление к разрушению »6. Согласно Юнгу, библейская книга Иова раскрывает Бога как существо, которое является «чрезвычайно чувствительным» и ничего не подозревающим критиком. Но среди выводов Юнга выделяются некоторые черты Бога - тщеславие и гордость. «Он был ревнивым защитником морали, особенно чувствительным с точки зрения справедливости. Поэтому его всегда нужно было прославлять как «справедливого», что казалось ему весьма важным »7. В психологии образа Яхве Юнг сделал вывод о том, что он спроецировал Свою склонность к измене козлу отпущения Иову.

Юнг идет дальше - многострадальный Иов является одновременно катализатором и обличителем божественной сущности, и это приводит к саморефлексии в сущности Яхве, превращаясь в познание Его. Юнг назвал «неслыханной историей в мировой истории» 8 - превратив Иова в доброго учителя Бога, который морально превосходит своего Создателя. Не Яхве меняет Иова, а Иову удается изменить Яхве. «Превосходство Иова больше не может быть стерто с лица мира. Это создает ситуацию, которая действительно нуждается в рефлексии и рефлексии ... »9, пишет Юнг. Согласно видению психолога, Бог нуждается в реабилитации как в его собственных глазах, так и в глазах творения - воплощение и страдания Христа являются именно этой самокоррекцией Бога в ответ на страдания Иова. Юнг рассматривает воплощение Христа как результат столкновения Иова и Бога. В акте Воплощения Юнг видит вмешательство Софийской Мудрости (признанной яркой женской сущностью Бога): «София помогает необходимому самосознанию и, таким образом, позволяет Яхве принять решение сейчас, когда Сэм стал личностью. Таким образом, было принято решение с роковыми последствиями: он поднимается над своим прежним примитивным состоянием сознания, косвенно признавая, что человек Иов морально превосходит Его, и поэтому он все еще должен улавливать человеческую природу »10. Он должен стать человеком, потому что который совершил неправедность по отношению к человеку ... Так как Его творение настигло Его, Он должен быть обновлен. «Момент, когда Иов действительно получает ответ, выражается в словах Христа:« Боже мой! Боже мой! Почему вы оставили меня! »Потому что, согласно Юнгу, это тот момент, когда Бог испытывает судьбу смертного человека и чувствует то, что он оставил, чтобы нести своего верного слугу Иова.

После этого, согласно Ответу Иова, Бог получает свое восстановление по образу Справедливости. Юнг, однако, игнорирует символический стих из молитвы Господа: «... и не введи в искушение, но избавь нас от лукавых ...» Психолог видит словесный элемент в этом отрывке из Евангелия: «Несмотря на все меры предосторожности и решимость стать Summum Bonum , вероятность того, что Яхве снова пойдет по Своим старым путям, не так уж мала и не должна быть упущена. В любом случае Христос считает, что в молитве полезно напомнить Отцу о его пагубных бедствиях для людей и попросить Его сдаться »11. Это связано с идеей Юнга о том, что божественная драма, похоже, заканчивается только Искуплением - хотя и Бог-Отец, жертвуя Своим Сыном, желая, чтобы люди признали Его Абсолютным Благом, Он не может скрыть своих разрушительных вспышек гнева. И, согласно Юнгу, даже в акте Воплощения воспринимается серьезная доза жестокости - план Бога - это убийство Его Собственного Сына, который не остается незамеченным человеком и сотрясает его с земли. Вот почему Юнг пишет: «От Бога, как хорошего Отца, следует ожидать выжидательного понимания отпущения грехов. Но этот акт милосердия должен быть искуплен во Вселенной человеческой жертвой, и что это должен быть Его Собственный Сын, неожиданный и шокирующий ... Стоит только взглянуть на факты в глазах: Бог Добра непримирим до такой степени, что его можно успокоить только человеческой жертвой! »

В глазах христианской доктрины каждый стих молитвы Господа выражает желание скромного разговора с Богом, а не раздражающих напоминаний о Его несовершенствах. Многие отцы Церкви и христианские писатели также уделили особое внимание стиху, в котором упоминается искушение. Вот что говорит св. Кирилл Иерусалимский: «Не введи нас в искушение, Господь. Почему Он учит нас молиться, Господь, чтобы не искушать нас вообще? ... Но искушение может быть похоже на погружение в него. Как будто искушение похоже на поток, который трудно пересечь. Те, кто не погружен в искушения, проходят мимо, становясь превосходными пловцами и не утонувшие ими. Те, кто не, погружены. Это пример Иуды, который, будучи приобщенным к искушению алчности, не преодолел его, но после того, как он утонул, он утонул в теле и духе. Петр был введен в искушение Божьего отрицания, но представлен, но не погружен, и после мужественного плавания он был избавлен от искушения ... Освобождение свободы - это освобождение от искушения ». 13 В одном из посланий общины мы находим объяснение:« Никто, когда он в искушении, чтобы не сказать, Бог искушает меня; потому что Бог не искушается злом, но сам он никого не искушает, а всех искушает, увлекает и завлекает его собственная похоть "(Иакова 1: 13-14).

Идея неправедного зла не отвергается христианским видением. Вот почему святой Василий в своем выступлении о происхождении зла говорит: «Бог, в соответствии со своим особым достоинством, дает нам горести в соответствии с верой каждого, посылая соответствующие испытания ...» 14 Однако, по мнению православных писателей, человеческому уму зачастую очень трудно различить » «страдание. Св. Иоанн Дамаскин упоминает их: «Божественное Писание описывает вещи, которые признает Бог ... не указывая на Бога как на виновника зла, но в той степени, в которой зло может быть истолковано двумя способами, и имеет два значения: зло в природе, враждебное добродетели и воле Бог и зло, которое преследует нас - бедствия, несчастья и все неприятности, но в то же время положительные, потому что они направляют понимание их на очищение и спасение - именно так, как их источник Писания указывает на Бога »15. Христос также не спасает эту истину упоминая Силоам и башню, которая не на грешной Галилее. Согласно христианскому видению, неправедное страдание, являющееся испытанием веры, можно отнести к блаженству. Вот почему святой апостол Иаков говорит, когда он говорит: «Блажен человек, претерпевающий искушение; однажды испытанный, он получит венец жизни, который Господь обещал тем, кто любит Его» (Иакова 1:12) , И здесь речь идет о Божьем провидении, которое выходит за рамки человеческого предвидения.

Любопытно, что в ветхозаветных писаниях Иов далеко не единственный, кто ведет провокационный диалог с Богом. В Книге Бытия 18 Авраам также появляется как провокатор Божьего правосудия и сострадания, как если бы он боялся Самого Бога за разрушение Содома и Гоморры: «Ты уничтожишь праведников вместе с нечестивыми ... В этом городе может быть пятьдесят праведников, уничтожишь ли ты и не пощадишь ли это место из-за пятидесяти праведников (если они есть) в нем? Не может быть, чтобы вы уничтожали праведников вместе с нечестивыми, чтобы он был с праведниками, как с нечестивыми; это не может быть от вас! Неужели Судья всей земли поступит неправильно? ... »(Бытие 18: 23–33). На первый взгляд« сбор урожая »в пользу праведных Авраама, похоже, выполняет морализирующую функцию против Бога. Из библейской истории известно, что по замыслу Бога небесные посланники (три ангела) в Содоме и Гоморре выводят из города единственного праведного Лота со своей семьей. Согласно христианским Писаниям, смелость Авраама или Иова не огорчает Бога, его также можно принять как дар совести, данный человеку по Божьему провидению. Это выражение сходства человека с Богом в призыве: «Будьте совершенны, как ваш совершенный и небесный Отец» (Матфея 5:48). Однако, согласно духовным законам, для сотворенного человека невозможно проявить больше доброты и милости, чем Совершенное Благо.

Маргарет Кларк, представитель современного юнгианского анализа, интерпретирует послания Юнга, касающиеся христианского человека, следующим образом: «В традиционной христианской истории зло отрезано от добра. В новом Иерусалиме ... Сатана и материя уничтожены. Юнг не видит здесь решения: это идеализированное видение всей личности, основанное на отрицании тени или тела ... Его интерпретация заключается в том, что Бог создает сатану, чтобы подчеркнуть, что сатана является частью Бога. Будучи ребенком, Юнг знает, что «Господь может быть ужасным». 16 Но неясно, почему, согласно Маргарет Кларк, традиционному христианскому видению, уничтожение сатаны означает автоматически и устранение материи. Ввод смертного в нетление (согласно словам святого апостола Павла в Послании к Коринфянам) или его поправка не обязательно означает его абсолютную цель. Единственное, что несомненно, - это то, что после Воскресения тело освободится от влияния сатаны. В христианском понимании, что именно является особой судьбой смертного человеческого тела после пришествия, в конечном итоге является таинством, известным только Творцу. Фактически, анализ Юнга и его последователей образа Бога как амбивалентного человека с темной и светлой стороной очень похож на некоторые слова в гностическом Евангелии Филиппа: «Свет и тьма, жизнь и смерть, левые и правые - братья друг другу» 10).

Согласно Юнгу, когда человек отвергает свою темную сторону, свою тень, результатом является психическое напряжение, которое может перерасти в диссоциацию. «Если у человека есть позитивные религиозные убеждения, то есть, если он« верит », он чувствует подозрение как нечто очень неприятное и боится его, поэтому он предпочитает не анализировать предмет своей веры ... Раздражительность, плохое настроение, вспышки симптомов - классические симптомы хронической добродетели ... Христос не без основания дал Иоанну прозвище "Сын грома" 17, пишет Юнг. Именно в аспекте анализа на предмет психического напряжения, которое может вызвать невежество тени, исследователь более подробно фокусируется на изображении святого апостола Иоанна Богослова. «Джон слишком уверен, и поэтому ему угрожает диссоциация ... Но проблема Джона не является личной. Это связано не с его личными бессознательными или причудливыми вспышками чувств, но с грандиозными видениями, которые происходят из гораздо большей и подавляющей глубины, а именно из коллективного бессознательного.

Проблема Джона слишком выражена в коллективной и архетипической формах, поэтому у нас есть основания сводить ее только к личной ситуации. Иоанн, будучи христианином, был побежден развитием коллективных, архетипических событий ... У нас достаточно доказательств того, что подражание, следуя примеру Христа, создает в бессознательной взаимной тени. Тот факт, что Иоанн когда-либо видел, уже стал свидетелем необычной напряженности между противоречиями между сознанием и бессознательным ». 18 Глядя на последнюю библейскую книгу« Откровение Иоанна », Юнг проанализировал в ней некоторые внушающие страх образы как выражение бессознательного знания праведного христианина о« темной стороне ». Бога ", и даже идет дальше, через видения Иоанна, плод коллективного бессознательного, Сам Бог открывает человечеству правду о Его двусторонней природе. (Разделяя в своей автобиографии о духовных переживаниях, Юнг убежден, что «Бог хочет, чтобы его правильно поняли».)

«Цель апокалиптических видений состоит не в том, чтобы показать обычному человеку Иоанну, сколько тени он видит под своей светлой природой, а в том, чтобы открыть перед видением Бога бесконечность Бога ... И он, как Иов, видит дикую угрозу, скрытую в Яхве благодаря своему личному опыту он понимает односторонность своего Евангелия любви и дополняет его страхом: «Бога можно любить, и он должен бояться Его» 19, - пишет Юнг и продолжает: «Если Иоанн также является автором посланий, Должно быть, он написал Откровение уже в глубокой старости. На рубеже смерти и на закате долгой и очень насыщенной жизни зрелище часто обнаруживает ничего не подозревающие величины »20.

Хотя возникли разногласия по поводу хронологии написания двух библейских книг: Евангелия от Иоанна и Откровения, если мы будем доверять Традиции, мы увидим, что, по его словам, последняя книга, которую святой Иоанн диктует своему ученику Прохору, называется так. "Евангелие любви". Вот почему он едва ли мог «завершить идею страха перед Богом», как утверждает Юнг, Евангелию, которое еще не было написано. Возможно, не случайно именно благодаря документированной истории Джоан, что тьма не может победить Свет, апостол заканчивает свое Евангелие на Земле.

С другой стороны, практическое наблюдение Юнга о том, что верующий боится сомнений и поэтому предпочитает не анализировать предмет своей веры, не может быть абсолютировано, как это было опровергнуто в ходе христианской истории. Символические христианские проповеди в защиту Бога как полной Любви принадлежат авторам, которые пережили свои внутренние сомнения. Типичным примером этого является святой апостол Петр. Такие личности можно найти даже в кругах отцов церкви и христианских философов. Вопрос о происхождении зла не был запретной темой для этих мыслителей, но проблема, которая стала предметом анализа ...

Юнг прав в том, что иногда кажется, что тень «в волосах» становится неотъемлемой, почти «естественной» частью человека. Причина этого заключается в том, что «зло всегда подразумевает свободу, иначе это будет только насилие, которое покоряет человека извне». 21 Однако психологическое толкование Юнгом Божьего мотива пожертвовать своим Сыном как выражение самодовольства но в его глубинах - эгоистическом акте, именно в его символическом Евангелии, святом Иоанне, наиболее четко формулируется причина божественного поклонения: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы все верующие в Него не погибли, но иметь вечную жизнь ". Поэтому, несмотря на откровение Подозрения, возникающие из-за несправедливых страданий в мире, надежды и чувства каждого христианина, дают глубокое интуитивное знание о том, что Бог - Совершенная Любовь.

примечания
1 Сэмюэль Эндрю, Шортер Бани, Плаут Фред, «Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга», Плевен, 1993, с.
2 Инг К.Г. "Автобиография. Воспоминания, мечты, размышления ", Плевен, 1994, с. 39.
3 Юнг К. Г. «Ответ Иова», Плевен, 1997, стр. 143
4 Инг К.Г. "Автобиография. Воспоминания, мечты, размышления ", Плевен, 1994, с. 43.
5 Инг К. Г. «Ответ Иова», Плевен, 1997, с. 24.
6 Юнг К. Г. «Ответ Иова», Плевен, 1997, с. 17.
7 Опять же, стр. 21.
8 Опять же, стр. 35.
9 Опять же, стр. 67.
10 Снова там.
11 Снова стр. 74.
12 Опять же, стр. 96
13 ул. Кирилл Иерусалим, "Пять речей для новоосвященных", веб-сайт Logos-bg.net.
14 ул. Василий Великий, «Беседа о Божьем зле зла», София, 1998, стр. 6.
15 ст. Иоанн Дамаскин "Точное представление о православной вере", София, 1996, с. 215.
16 "Современный юнгианский анализ", том 2004, София, с. 238.
17 Инг К. Г. «Ответ Иова», Плевен, 1997, с. 119, 122.
18 Опять же, стр. 112.
19 Опять же, стр. 120.
20 Опять же, стр. 119.
21 Лаш Владимир "Книга мистического богословия Восточной Церкви", София, 2005, стр. 127.

Свет Списание, бр. 7/2011

Заказать журнал >>>

Скачать журнал в формате PDF >>>

Пожалуйста, следуйте и нам нравится:

kommentarii

комментарии

Похожие

Большой герб постиндустриальной Украины - Свободной Украинской Державы (Третьего Гетманата)
Идею большого герба Украины еще в 2014 году предложил гражданин Украины Владимир Мороз. Он родился во Львове в семье врачей. В мединституте получил специальность врача-психиатра, но в конце 1980-х попал в поле зрения кагэбистов и, чтобы не иметь проблем, уехал в Германию, работал по специальности. А в настоящее время имеет в Мюнхене частную клинику и собирает команду специалистов, чтобы открыть в Карпатах реабилитационный центр для воинов АТО по примеру аналогичных медицинских
Почему Он учит нас молиться, Господь, чтобы не искушать нас вообще?
В этом городе может быть пятьдесят праведников, уничтожишь ли ты и не пощадишь ли это место из-за пятидесяти праведников (если они есть) в нем?
Неужели Судья всей земли поступит неправильно?

Реклама



Новости